Здание плотины на набережной Верхневыксунского пруда превратили в арт-объект
НОВЫЙ АРТ-ОБЪЕКТ В ВЫКСЕ — ПОДАРОК ГОРОДУ
Ян Посадский, паблик-арт художник из Воронежа, преподнес Выксе эффектный подарок — превратил здание плотины на набережной Верхневыксунского пруда в арт-объект.
Весной этого года Ян Посадский провел месяц в арт-резиденции «Выкса», исследуя городской и исторический контекст. Ян окончил архитектурный факультет, а диссертацию в магистратуре посвятил паблик-арту как форме социальной коммуникации. В своих проектах художник работает с локальной спецификой в городском пространстве и перед созданием объекта проводит глубокое исследование краеведческого, визуального и ситуативного контекста места. Интегрируя искусство в городскую среду, Ян транслирует уважение и интерес к прошлому, пробует его переосмыслить и привлекает внимание к историческому наследию и его сохранению в городе. С самого детства к истории Ян неравнодушен.
Так в Воронеже Ян посвятил свою работу Шуховской башне, построенной там в 1916 году, разрушенной немцами во время Второй Мировой войны и разобранной после освобождения города.
Объектом исследования в Выксе Ян выбрал историю семьи основателей, а местом реализации проекта – архитектурную доминанту всей набережной и важнейшую точку на карте города — здание плотины, которое, по мнению художника, требует контекстуального художественного вмешательства. Плотина — краеугольный камень, отправная точка появления города, поскольку выбор места для строительства завода — сердца Выксы — определялся не только наличием месторождения железных руд и леса, но и источником водяной энергии. До появления паровых машин выксунские заводы использовали гидроэнергию в непосильных мускулам человека и животных операциях. Вода была полноценным работником, помогая человеку в нелегком труде металлурга, именно ею приводились в движение заводские механизмы. Постройка завода, а значит, и всего города, начиналась именно с плотины.
Но не только успех в освоении энергии воды стал импульсом появления и развития Выксы — сложно себе представить существование города в отрыве от жизни семьи Баташевых. В своем проекте Ян, изучая архивы, опирается на личность младшего брата, Ивана Родионовича Баташева, которого окрестили «всевластным, но милостивым и справедливым «Мономахом». Художник выбрал эффектный способ запечатлеть в жизни города память об Иване Родионовиче, который отдал Выксе бóльшую часть своей жизни, — каждый житель и гость города сможет встретиться с суровым, но справедливым взглядом Ивана Родионовича, прогуливаясь вдоль центральной набережной.
Работа Яна насыщена вложенными смыслами — все строение покрыто паттерном из трещин старинного стула в экспозиции музея Баташевых, а за арками со стороны пруда Ян планирует скрыть контурную карту 18 века с одобренным Екатериной II планом размещения заводов на реке Выксунь.
Несмотря на то, что это не самый масштабный проект художника, реализация идеи была осложнена целым рядом трудностей — многодневными дождями, отключением электричества и ограничением доступа к режимному объекту. Однако художнику удалось выполнить основную часть работы в сжатый срок и успеть к празднованию важного для города события – Дня металлурга.
В ближайшее время планируется монтаж работы со стороны парка и нанесение карты.
Проекты арт-резиденции «Выкса» реализуются при поддержке фонда «ОМК-Участие».
Арт-резиденция «Выкса» выражает благодарность администрации города за предоставленную возможность реализации проекта на выбранном объекте, а также Никулину Никите за помощь в осуществлении проекта.
Автор фотографий Катерина Стрельцова
- В Нижнем Новгороде прошло Первенство Нижегородской области по рукопашному бою
- GRAND LINE — официальный дилер кровля и фасад в Выксе
- 4 ноября в ДК Лепсе 19 выксунцев получили паспорт
- Киберспорт в Выксе: кто стал лучшим на первом турнире ОМК?
- Новая читка в Выксе. Проект «Драма_talk: между текстом и театром» вернется 2 декабря в пространстве Ex Libris