Свежая Газета

Новости. Происшесвия. Объявления. Выкса. Муром. Кулебаки. Навашино, Павлово. Нижний Новгород.

Проектная школа «Каскад» открывает выпускную выставку «Мое детство пахнет цветущей яблоней, но я этого совсем не помню»

Проектная школа «Каскад» открывает выпускную выставку «Мое детство пахнет цветущей яблоней, но я этого совсем не помню»

Пресс-показ: 21 июня в 15:00

Вернисаж: 23 июня в 14:00

Даты проведения: 23 июня — 31 июля 2024

Место проведения:  проспект Мира, 119, павильон №49 на ВДНХ

Вход бесплатный, по регистрации на сайте Музея Москвы

23 июня в Павильоне №49 на ВДНХ откроется выставка-фестиваль «Мое детство пахнет цветущей яблоней, но я этого совсем не помню» проектной школы для подростков «Каскад». Выставка пройдет при поддержке Музея Москвы. С октября по май молодые люди от 13 до 18 лет создавали собственные творческие проекты под руководством художников, специалистов в сфере новых медиа и исследователей. Темой выпускной выставки шестого набора «Каскада» стала память. В своих работах ребята попытаются ответить на вопрос, что же такое память, расскажут, что их волнует сегодня, и поразмышляют о том, как трансформировались их детские воспоминания в процессе взросления.

«Почему тема памяти и воспоминаний оказалась актуальной сегодня для подростков? Я помню, какое-то время назад эта тема постепенно входила в нарратив больших выставок и биеннале, а сейчас она стала важной и для подростков. Думаю, это связано с исчезновением линейного восприятия времени. Сегодня существует несколько возможных будущих, и они воспринимаются крайне субъективно. То есть нет какого-то общего будущего для всех — есть много ожиданий и много неизвестного впереди. Изменение восприятия будущего порождает много вопросов, в том числе и у подростков, и они в свою очередь начинают задумываться и анализировать свое прошлое, свои воспоминания», — рассказал куратор направления «Музей и город» Никита Спиридонов.

Экспозиция представит своеобразный «лабиринт воспоминаний», двигаясь по которому, посетители будут все сильнее погружаться в прошлое молодых художников и их воссозданные ощущения. К примеру, Ксения Ильина в своей работе «По следам воспоминаний. Урал. Детство» предлагает окунуться в ностальгию по беззаботному времени, когда бабушка пекла самые вкусные беляши, а малину с крыжовником ели прямо с куста. А Вероника Чернышева в работе Metamarphosis размышляет о том, что хотя время и меняет внешность, цели и окружение человека, внутреннее «я» остается прежним.

«Для человека в целом естественно обращаться к прошлому. А искусство становится здесь формой выражения эмоций, связанных с повторным  переживанием событий. Мне кажется, интерес к прошлому возникает, прежде всего, в переходные периоды жизни, когда ее грани перестраиваются, создавая непривычную до этого норму существования. Поэтому молодые люди часто в своем творчестве обращаются к воспоминаниям о детстве, подростковых годах. Они как бы пытаются найти в них ответы на вопросы, как и из чего складывалась их личность и где взять фундамент для выстраивания новых форм восприятия нового взрослого мира и взаимодействия с ним», — поделилась участница направления «Кураторские практики» Катя Зинина.

В пространстве выставки также появятся и «островки настоящего» — условные зоны, связывающие воспоминания и реальность. Работа Магомеда-Али Хайбулаева «Звонок другу» даст возможность окунуться в мир своих переживаний — партиципаторная инсталляция позволит посетителям выговориться по телефону, ведь каждому из нас нужен тот, кто выслушает. А перформанс Софии Полад-заде «Держи себя в руках», который пройдет в день открытия, расскажет о родном городе художницы, который она когда-то покинула, а теперь вернулась туда уже другим человеком.

Вернисаж выставки состоится 23 июня, участие по регистрации. В 14:00 пройдет  вручение дипломов, а с 15:00 до 21:00 выпускники направления «Перформанс как алгоритм» представят свои выпускные проекты, среди которых перформанс Даши Лашутиной о дружеских отношениях me and who, работа Алёны Волоховской о погружении в состояние полусна «Вязь и холод» и «ча ща» Ангелины Скиры — о морали и выборе.

«Каскад» — это программа, в рамках которой ученики занимаются паблик-артом, перформативными практиками, саунд-артом, видео-артом, поэзией, медиапроектами, исследованиями в области современного искусства, дизайном и архитектурой, придумывают выставки и городские фестивали. С подростками также работают тьюторы — люди с психологическим или педагогическим образованием, контролирующие динамику в группах и способные поддержать в сложной ситуации.

В наборе 2023-2024 годов обучение в «Каскаде» проходило по девяти направлениям. Так, «Место, где я», которое курировали Амаль Авезджанова и Кристина Чернявская, научило подростков взаимодействовать с пространством вокруг, а «Искусство умерло, а мы еще нет» под руководством кураторов Ирины Петраковой и Татьяны Молотковой — замечать необычное в повседневности и выражать его в искусстве. «Лаборатория Колебаний» (кураторы — Иван Сдвижков и Максим Сергеев) было сконцентрировано на понимании природы звука и его восприятии, а участники направления «Кураторские практики» (кураторы — Николай Алутин и Татьяна Молоткова) погрузились в практику кураторской деятельности.

В программу шестого набора вошли и новые направления. К примеру, «ДОК», которое можно расшифровать как «Документалка о Каскаде», под руководством Антона Ретунских и Ангелины Островерх — первое кинонаправление школы. Кроме того, занятия проходили по всей России. Например, в Выксе при поддержке Культурного центра «Волна» и Благотворительного фонда «ОМК-Участие» работали два направления — «Из вне: переосмысляя ландшафты» (кураторы — Никита Спиридонов и Галина Галеева) и  «Цифровое Искусство: от идеи к пикселям и звукам» (кураторы — Полина Абина и Никита Спиридонов). На выставке также можно будет увидеть работы учеников направлений «Перформанс как алгоритм», его курировали  Марина Орлова, Катя Калюжная и Ольга Иванникова, «Музей и город» (кураторы — Никита Спиридонов и Ольга Иванникова) и «Текстиль, костюм и мода» (кураторы — Паника Деревья и Вика Сергийчик), которое проходило при поддержке Фонда Второе Дыхание.

Контакты для СМИ: пресс-служба Музея Москвы, pr-mm@culture.mos.ru  


Музей Москвы основан в 1896 году. Музей располагается в Провиантских складах, памятнике архитектуры федерального значения. Фондовая коллекция насчитывает более 850 тысяч единиц хранения, в том числе богатое собрание археологических артефактов. Музей Москвы также включает несколько филиалов: Музей археологии Москвы, Музей истории Лефортово, Центр Гиляровского, Музей Зеленограда, музей «Садовое кольцо» и Библиотека им. Н. А. Добролюбова. mosmuseum.ru

Пролистать наверх