Свежая Газета

Новости. Происшесвия. Объявления. Выкса. Муром. Кулебаки. Навашино, Павлово. Нижний Новгород.

В Музее в Выксе откроется первая часть выставочного цикл современного искусства «Путевые заметки»

В Музее в Выксе откроется первая часть выставочного цикл современного искусства «Путевые заметки»

Саян Байгалиев. «На краю подоконника». 2022

2 декабря — 27 апреля 2025 года

2 декабря Музей истории Выксунского металлургического завода открывает новый выставочный цикл — «Путевые заметки», представляющий избранные произведения ключевых художников современного искусства. Проект развернется в четырех последовательных частях, предоставляя жителям города возможность на протяжении полутора лет изучать современное искусство. Первая часть цикла — «Путевые заметки. Дорога» — задает единую сюжетную линию, объединяя работы классиков современного искусства и молодых авторов. 

В экспозицию «Путевые заметки. Дорога» вошли произведения, исследующие тему пути через призму личных и исторических контекстов. На выставке будут представлены произведения Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Олега Васильева, Юрия Злотникова, Ивана Чуйкова, Лизы Бобковой, Леонида Тишкова, Аси Заславской, Саяна Байгалиева и других. Куратором выставочного проекта выступила Моника Норс, ранее она сотрудничала с Еврейским музеем и центром толерантности, Музеем транспорта Москвы, ММОМА, Архиве АРХИВОМ Национального театра Лондона и другими институциями. Выставочный цикл будет сформирован из работ, входящих в коллекцию семьи Седых.

Среди произведений, представленных в первой части цикла, — работа Ильи Кабакова, одного из пионеров жанра «тотальной инсталляции», чья «Пустая картина» продолжает традицию исследования художником образа пустоты. Для Кабакова пустота была активной единицей, которая питается окружающими ее декорациями, заставляя исчезнуть в себе. Пустоты в искусстве Кабакова — это сумма всего материального. Так, его произведение, которое визуально кажется лишенным сюжета, поглотило множество образов, которые встречались автору на пути. Эрик Булатов, ключевой художник неофициального искусства, в своем эскизе «Stop» обращает внимание на знаки, которые направляют нас на жизненном пути, напоминая о важности выбора.

Работы Юрия Злотникова из серии «Сигнальная система» создают визуальный язык, где каждый знак передает определенную эмоцию. Леонид Тишков в графической серии «Окно неба» приглашает зрителей в мир воспоминаний, исследуя границы между прошлым и будущим, реальностью и воображением.

Особое внимание уделено молодым художникам. Так, Ася Заславская в своей работе «Тому, кто одолеет», вдохновленной выксунской историей, исследует темы преодоления и движения вперед. Саян Байгалиев в произведении «На краю подоконника» показывает трансформацию привычных пространств, стирая грань между реальным и художественным миром. Дима Филиппов в работе из серии «Край» удаляет лишние детали, добиваясь усредненного пейзажа, выводя своего рода среднее арифметическое из всех географических точек, в которых ему удалось побывать. 

На выставке, помимо вышеупомянутых художников, представлены работы Егора Плотникова, Александра Виноградова, Евгения Кравцова, Эдуарда Гороховского, Никиты Макарова, Николая  Касаткина, Игоря Вулоха и Анны Андреевой.

«Дорога — это метафора не только коллекционирования, но и жизни любого человека, полной непредсказуемых маршрутов. Мы предлагаем зрителю рассмотреть представленные произведения одновременно и как отдельные художественные высказывания, и как важные, связанные между собой этапы пути коллекционера. Собранные на выставке работы предлагают задуматься о том, в чем смысл движения вперед как такового и что значит находиться в дороге». — Моника Норс, куратор цикла «Путевые заметки».

Коллекция семьи Седых начала формироваться в 1990-е годы, и за три десятилетия выросла до более чем 1000 работ, в числе которых  живопись, скульптура, графика, фотография и инсталляция. В ее основе — отечественное современное искусство второй половины ХХ – начала XXI века, наряду с произведениями классиков второй половины XIX – начала ХХ века: Константина Маковского, Василия Поленова, Константина Коровина, Петра Кончаловского и других. Основной принцип формирования собрания — открытость новому и готовность к поиску неожиданных сюжетных линий в развитии искусства. Первый публичный показ коллекции состоится именно в Выксе, подчеркивая связь с городом и его культурным развитием.

«На протяжении тридцати лет мы собираем коллекцию, всматриваясь в то, как российские художники раскрывают темы времени, памяти и самоидентичности. Для нас важно, что именно в Выксе коллекция впервые станет доступна для широкой аудитории. Этот проект дает жителям возможность познакомиться с работами ключевых фигур российского искусства, в чьих произведениях можно увидеть и переосмыслить себя. Проект будет длиться полтора года и три раза сменит экспозицию, а вокруг будет выстроена большая публичная программа», —  Ирина Седых, председатель попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие» и коллекционер.

Музей истории ВМЗ — одна из ключевых институций выксунской экосистемы, включающей в себя круглогодичную резиденцию «Выкса», культурный центр «Волна», пространство «ExLibris» и недавно  запущенный продюсерский центр «Выксадром». В портфолио Музея ВМЗ — проекты с Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. А. С. Пушкина (Арсенал), московским Политехническим музеем. В  октябре Музей истории ВМЗ совместно с ГМИИ им. А. С. Пушкина открыл выставку «Театромания. Хроники усадебного театра», куратором которой выступила советник директора ГМИИ им. А. С. Пушкина Елена Каменская.

Возрастной ценз — 0+. Билеты можно приобрести на сайте Музея ВМЗ.

Пролистать наверх